В России впервые оштрафовали на 300 000 руб. за кражу идеи рилса
Содержание
Эксперт по недвижимости сняла видеоролик на тему «Что делать после погашения ипотеки», который набрал 11 млн просмотров. После этого она увидела, что другой риелтор скопировал эту идею, и подала на него в суд. В мае суд первой инстанции компенсировал автору первого видео 300 000 руб. В июле это решение подтвердил апелляционный суд. При определении его размера суды двух инстанций посчитали правильным учесть расходы истца на услуги маркетолога (123 000 рублей в месяц за два месяца)
Эксперты K&P.Group прокомментировали это громкое дело для «Российской газеты».
Юрист практики интеллектуальной собственности K&P.Group Максим Федотов подчеркнул, что правовая охрана предоставлена только тем объектам, которые созданы творческим трудом.
Судебные акты в настоящем деле имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку подтверждают, что длительность аудиовизуального произведения не имеет значения при установлении его новизны и оригинальности.
Руководитель практики интеллектуальной собственности K&P.Group Анна Молчанова отметила, что в современном мире есть множество историй о рыцарях, спасающих прекрасную деву из высокой башни, охраняемой огнедышащим драконом. Это — идея, которая авторским правом не охраняется. Но когда все указанные персонажи обретают имена и черты характеров, действие происходит в мире с собственным названием, живущем по своим законам и порядкам, то это — форма. И она охраняется авторским правом.
Анна Молчанова напоминает, что еще в 2021 году ВС указал, что «для разрешения вопроса о предоставлении правовой охраны объекту необходимо установить, проявил ли его автор выбором формы продукта свои творческие способности оригинальным способом, сделав свободный и творческий выбор и моделирование продукта таким образом, чтобы отразить его личность, является ли это оригинальным произведением, результатом интеллектуального творчества, в связи с тем, что через эту форму автор произведения оригинальным образом выражает свои творческие способности, делая свободный и творческий выбор, отражая свою личность».
То есть признак творческого вклада означает отражение собственной личности в созданном объекте. Государство обеспечивает правовую защиту такой оригинальности.
Если бы ответчик взял ту же самую тему, но представил ее в своем собственном видении, то подобный иск бы не удовлетворили. Чтобы вас не обвинили в копировании чужого контента, проявите авторскую оригинальность. Если же нужна конкретная форма, попросите у автора оригинальной работы разрешение на переработку его произведения.
Если блогер не создает ничего нового, а зарабатывает лишь на рекламе от просмотров скопированных произведений, то его можно многократно штрафовать. И с каждым последующим судом ответственность может быть все больше, вплоть до 5 млн рублей за один ролик. Потому что однократность или систематический характер принимаются судами во внимание при определении суммы компенсации.
Новости этой же категории
Суд оштрафовал студентку, сфотографировавшую личное дело однокурсника
Как будет работать закон о регистрации блогеров
Google, Яндекс и Wildberries: как ФАС борется с IT-гигантами
Маркировка рекламы в интернете: что надо знать бизнесу и блогерам
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних новостей