Потратить тысячи рублей, но сэкономить миллионы: зачем самозанятому товарный знак
Содержание
Минимальная стоимость регистрации товарного знака — 33 000 руб. Самозанятым, которые только начинают свой бизнес, такие расходы кажутся необоснованными. Но практика показывает, что лучше потратиться на старте, чем рисковать штрафами в будущем. Ведь их размер будет исчисляться уже не десятками, а сотнями и даже миллионами рублей.
29 июня физлица получили право регистрировать товарные знаки (ФЗ № 193). Раньше это могли делать только компании и ИП.
В первую очередь изменения важны для самозанятых, которые платят налог на профессиональный доход: например, дизайнеров, маркетологов и перевозчиков, которые сотрудничают с бизнесом как подрядчики. О них мы и поговорим.
Вместе с юристом практики интеллектуальной собственности K&P.Group Анной Ющенко разбираемся, зачем самозанятому товарный знак, когда и как его регистрировать.
Зачем самозанятому регистрировать товарный знак
В качестве товарного знака можно зарегистрировать слово или словосочетание, этикетку или эмблему: например, название ателье или логотип дизайнера. Оформлять товарный знак не обязательно, но если этого не сделать, есть риск нарушить чужие права или потерять свой бизнес.
Представим ситуацию: репетитор по математике из Москвы запустила обучающий курс «Цифроеды» для школьников. Она анонсировала свой проект в социальных сетях, а еще распечатала объявления и расклеила их по городу. Все бы ничего, но через месяц педагог получила претензию от своего коллеги из Курска: оказывается, он уже давно проводит курс «Цифроеды» и даже зарегистрировал это слово в качестве товарного знака. Если преподаватели не смогут решить вопрос мирно, то придется идти в суд. Тогда с московского репетитора взыщут компенсацию за незаконное использование чужого товарного знака. Размер такого взыскания может достигать нескольких миллионов рублей (ст. 1515 ГК).
А вот противоположный случай: кондитер из Архангельска готовит и продает низкокалорийные десерты под брендом «Фитнес Лакомства». Она работает много лет и заслужила хорошую репутацию среди местных жителей. Но тут в городе открывается пекарня с таким же названием, продукция которой не нравится горожанам. Покупатели ассоциируют новую пекарню с кондитером, которая уже давно работает в городе, и перестают делать у нее заказы. Самозанятая просит пекарню сменить название, но получает отказ: предприятие зарегистрировало словосочетание как товарный знак и имеет право его использовать. Кондитеру приходится менять название своего бизнеса и заново выстраивать клиентскую базу.
Есть и другая сложность. Если не зарегистрировать товарный знак на иностранном языке, то его сложно официально рекламировать: для рекламы по телевидению или радио могут попросить свидетельство о регистрации. K&P.Group работает со строительной компанией, которая называет жилые комплексы английскими словами. Чтобы их можно было рекламировать, эти названия оформляют как товарные знаки.
Три способа регистрации
Товарный знак регистрирует Роспатент. Первоначальный срок регистрации — 10 лет, но его можно продлевать сколько угодно раз (ст. 1491 ГК). То есть самозанятый может всю жизнь владеть единожды оформленным товарным знаком.
Минимальная стоимость регистрации товарного знака — 33 000 руб. Точную сумму помогут рассчитать калькулятор или таблица пошлин на сайте Роспатента. В среднем заявку рассматривают четыре месяца, ее можно подать тремя способами.
- Неудобный — заполнить заявление на бумаге и отправить по почте.
Нужно заплатить пошлину, собрать пакет документов и отправить их в Роспатент. Здесь проверят, не нарушает ли товарный знак действующее законодательство: например, нельзя зарегистрировать матерное слово (ст. 1483 ГК). Так, в деле № А33-31075/2022 суд посчитал, что название сети доставки суши «Ёбидоёби» созвучно со словами ненормативной лексики, противоречит общественным интересам и принципам морали.
Если с документами все в порядке, и товарный знак не нарушает закон, то его зарегистрируют и выдадут свидетельство.
- Выгодный — через сервис «АРМ Регистратор».
Этот способ доступен тем, у кого есть электронная цифровая подпись. Все документы подаются электронно через личный кабинет. На регистрацию товарного знака предоставляют скидку в 30% — вместо 33 000 руб. можно заплатить 23 100 руб. Переписку с Роспатентом можно вести онлайн, все уведомления приходят на электронную почту.
- Новый и пока не проработанный — через сайт «Госуслуги».
Пока что такой вариант доступен только в теории. Сервис существует, но воспользоваться им по-прежнему могут только компании и ИП.
При регистрации товарного знака могут возникнуть разные нюансы. Чтобы зря не потратить пошлину, обращайтесь в K&P.Group: мы поможем зарегистрировать товарный знак в России и за границей, получить статус «общеизвестного» товарного знака, внести товарный знак в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Новости этой же категории
Маркировка рекламы в интернете: что надо знать бизнесу и блогерам
Добились удаления украденной научной статьи
Подпишитесь, чтобы быть в курсе последних новостей